DataLife Engine / Семинар в Светлом Яре

Семинар в Светлом Яре

 Щедрой осенней порой, когда представители отрасли сельского хозяйства в России традиционно подводят итоги нелегкого крестьянского труда и делают прогнозы на будущий урожай, а педагоги заступают на свою главную «вахту» у школьной доски, на базе Привольненской школы Светлоярского района Волгоградской области, известного в области лидера в вопросах агротехнологического и производственного воспитания учеников, при поддержке Волгоградской областной организации Профсоюза образования, прошел межрегиональный семинар, посвященный внедрению инноваций в систему школьного технологического образования.

На форуме присутствовали представители образовательных учреждений из ближайших муниципалитетов области и гости из республик Татарстана и Калмыкии. Мероприятие стало, в лучшем смысле, профсоюзным, ибо в ходе дискуссий и прений, участники не только продуктивно обменялись опытом, но и успели подружиться. Причем, в рамках профсоюзного семинара, перспективные связи, возможности личностного и профессионального роста наметились у разных групп участников, среди них были и руководители, и ветераны педагогического труда, и учительская молодёжь.

Если посмотрим в книгу истории Профсоюза, без труда увидим, что он всегда целенаправленно поддерживая любое государственное начинание. Так же и идея профориентации школьников и организация их производственного труда, о значимости которого неоднократно в последнее время заявляла Министр образования России Ольга Юрьевна Васильева, оказалась очень близка и актуальна для отраслевого Профсоюза, во-первых, потому что в успешном воплощении этой идеи велика личная роль его членов, педагогов, которые непосредственно организуют «бригадное движение», находясь рядом с его участниками – школьниками, а значит самореализуются, во-вторых, наличие производственных бригад и ведение хозяйственной деятельности организаций образования увеличивает ее материальные возможности и, как следствие, количество предоставляемых льгот и гарантий по коллективному договору, уровень жизни и  благосостояния работников, опять же, членов Профсоюза. По сути, организация волгоградским и калмыцким Профсоюзами Привольненской встречи была удачным практическим воплощением золотых принципов социального партнерства в современных экономических условиях и направлена, в том числе, на внутрисоюзное укрепление, мотивацию и рост профсоюзного членства.

Как мы уже отметили, школа в Привольном лидирует в создании и полноценном развитии ученических производственных бригад в Светлоярском районе, заслуживая звание престижного учреждения в регионе. Созданная в 1957 году бригада «Юность» дала старт историческим достижениям школы. С годами бригада трансформировалась в учебно-производственный аграрный комплекс с 20 учениками 9-11 классов в роли грамотных механизаторов, возделываемой площадью в 300 гектаров и финансовым оборотом в несколько миллионов рублей. Гораздо более юным, чем «Юность», считается учебно-производственный комбинат «Мастерица», основанный в 2016 году, здесь труд швеи осваивают привольненские школьницы. Девушки за небольшой период существования производства уже добились признания в районе и в Волгограде. Полотенца, постельное белье и пеленки сшиты из качественной ткани, с любовью и отдачей, поэтому у школы налажен сбыт швейных изделий в областную столицу, не обходят стороной образцы вышивки и светлоярские жители. Средства от продажи яровых, озимых культур и белья идут на общее благо: благодаря юным хлеборобам и швеям школа обновляется материально, идет закупка необходимой для труда техники, канцтоваров, остается и на «морские приключения»: в сентябре 2017 года ученики на заработанные средства заслуженно отправились в курортное место Лоо.

 « … В общем, школа развивается», -  словами о достигнутых успехах директор школы Людмила Зубкова открыла встречу, устроив гостям полноценную экскурсию: гости из Октябрьского, Котельниковского, Городищенского, Среднеахтубинского районов Волгоградской области, Калмыкии и Татарстана и волгоградских университетов (социально-педагогического, технического, аграрного) оценили убранство школы, бессчетное количество завоеванных грамот и кубков, посетили исторический кабинет-музей, посмотрели на агротехнику, освоенную трудолюбивыми учениками, не оставили без внимания и учебно-опытный пришкольный участок «Огонек», на региональном конкурсе он завоевал 2 место, в районе он №1.

Затем участники встречи отправились на семинар в актовый зал, где подробно обсудили вопросы, возникающие при внедрении в учреждения новых технологий производственного обучения на примере привольненской школы. Иными словами, участники озвучили, как правильно приучить учеников к труду, мотивируя их позитивным опытом работы, который будет полезен в будущем для поселка, области и страны. Ведь ученики со школьной скамьи определяют свою жизнь, правильно выбирая, к примеру, стезю агрария.

Семинар открылся после приветствия, к педагогам обратились начальник отдела образования, опеки и попечительства администрации района Александр Клюев, глава Привольненского поселения Ольга Малиновская, старший консультант комитета образования и науки Волгоградской области Ольга Балакшина и председатель Волгоградской областной организации Профсоюза образования Галина Скоморохова. Они отметили значимость семинара и богатый опыт, который приехали перенимать коллеги у привольненцев.

О детском труде (из материалов выступлений)

В совсем докладе доктор технических наук и профессор кафедры педагогического университета Александр Каунов подчеркнул важность создания школьных предприятий и бригад, как надежного варианта подготовки и воспитания будущих активных граждан государства. Каунов посетовал: в настоящее время технология, как школьная дисциплина, не входит в фундамент общего среднего образования в России, «труды выживаются» из школ – сокращаются часы, отведенные на трудовое воспитание, и это делает невозможным знакомство молодежи с современными технологиями. Также на ситуацию негативно влияет законодательное запрещение детского труда в школах. Все это рождает печальные факты: в России неумолимо истребляется заказ государства на трудоспособность, истощаются кадровые ресурсы. Наконец, профессор заключил: важно организовать работу с учениками так, чтобы они чувствовали гордость от своего труда, и их труд со временем перерос бы в ценную привычку трудиться и с интересом выбрать профессию, помогая стране постепенно выходить из пропасти безработицы. В настоящее время более ? части, состоящих на бирже труда по стране составляют выпускники школ (свыше 1,5 млн человек), то есть люди не ориентированы в жизни. Кстати, в Привольненской школе юные механизаторы и ремонтники получают натуроплату в виде озимой пшеницы и ярового ячменя. Несколько тонн после уборки распределяются между учениками, они вольны делать с зерном все, что считают нужным.

Дорогу осилит идущий

Доцент кафедры педагогики и психологии Волгоградской государственной академии последипломного образования Алексей Сергеев в своем выступлении отметил перспективы и риски внедрения инноваций в образование. В частности, на провал в работе при создании учебной бригады могут повлиять субъективное и предвзятое отношение к новшествам у педагогов, игнорирование традиций школы (к примеру, сохранившаяся «Юность» в Привольном – напротив, яркий пример поддержки традиций), увеличение объемов работы, что воспринимается зачастую «в штыки» и главное - отсутствие мотивации у учителя. Без нее не отстоять идеи развития, без нее сложно порвать шаблоны и начать модернизацию. При внедрении важно гармонично учесть несколько интересов: интересы учащихся, затем интересы администрации школы (учредителя) и, конечно, интересы самого педагога, как инициатора грядущих перемен. Коллективная работа, преемственность и набор сильных кадров из бывших выпускников школы: Привольненцы делают все по канонам, поэтому у директора и педагогов получается действительно очень многое.

Первые успехи

Выступая перед гостями, директор школы Людмила Зубкова подчеркнула: школа в 2017 году получила статус базовой организации Федеральной стажировочной площадки. Это значит, что учителя любой школы могут освоить в качестве стажировки школьный модуль по теме «Совершенствование профессиональной подготовки школьников на основе модели объективной оценки достижений профессионально-технологического обучения и трудового воспитания учеников», проще говоря, школа способна «учить учителей». Также школа приняла участие в грантовой номинации «Сельская школа». Их проект «Формирование социально-адаптированной личности в условиях интеграции учебно-воспитательного процесса, агротехнологического обучения и производственной культуры» принес им победу и грант в 1 млн рублей, деньги были потрачены на покупку трактора. Школа тесно сотрудничает с аграрным университетом, социально-педагогическим вузом, технологическим и энергетическим колледжами, ученики осваивают аграрный труд в школе, после чего им гораздо проще поступить на специальность механизатора – ведь этот труд они уже познали. В этом также заключается инновационная сущность: человек с представлением о профессии и любовью к ней нужен государству.

Как на ладони

Школьники и учителя добавили в семинар щедрую щепотку интерактивности, организовав для гостей 6 показательных секций. В каждой из них наставники с подопечными показали мастер-классы по своему виду работы. Например, Александр Михайлович Каунов и другие гости семинара вместе с девушками из комбината «Мастерица» попробовали себя в шитье и успели за время урока сшить небольшую подушечку-игольницу.

Парни из «Юности» со знанием дела поведали всем, какими бывают тракторные плуги, ведь без этого оборудования не получится обработать землю. Другая часть гостей побывала «За кулисами школьных новостей»: юные привольненские дети тесно знакомы с трудом тележурналиста, слова «Стенд-ап», «синхрон», «Лайф» и другие профессиональные термины не пугают корреспондентов. В школе активно развиваются свое телевидение, газета и радио: ученики к концу семинара успели приготовить видеоотчет о встрече. На мастер-классе, посвященном еще одной инновации школы - теории решения изобретательских задач, школьники на примере сказки «Репка» разобрались, как можно нестандартно вынуть этот овощ из земли: ведь дедушка не смог один вынуть репку и позвал на помощь. В итоге можно было предугадать, что репка слишком разрастётся, а значит, дедушке следовало бы вырыть под домом погреб, чтобы получился подземный ход до репки: ее можно было бы нарезать кусочками в зимнее время и ее хватило бы надолго. Сверху и по бокам овощ можно было утеплить сухой ботвой и соломой: и получилось бы готовое овощехранилище! В общем, теория позволяет ребенку изобретательно справляться с трудностями, выбирая логический выход. Наконец, на часе привольноведения юноши и девушки перевоплотились в экскурсоводов и окунули гостей в славное историческое прошлое поселения, в котором нашлось большое место и для войны, и для создания школы, ее первого директора, первых успехов тогдашней учебной бригады и обо всем прочем. Гостям понравился уникальный экскурс.

На подведении итогов работы семинара все гости единогласно поддержали идею о том, чтобы сделать подобные встречи регулярными. Собрания подобного рода дают уникальную возможность поделиться опытом в вопросах внедрения и разработки инноваций, чтобы соответствовать девизу хозяев встречи: «Хочешь перемен в будущем – стань этой переменой в настоящем» и, надо непременно добавить, поделись этим желанием с коллегой, товарищем по Профессиональному союзу, чтобы инновации стали повседневными реалиями нашей жизни и стимулами для новых

 свершений.

Сергей Клюев, корреспондент газеты «Восход» Светлоярского района Волгоградской области, Мария Щепотько, специалист по информационной работе Волгоградского обкома Профсоюза

 

30-10-2017
Вернуться назад